Комплексное развитие сельских территорий

Согласно поручению Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № Пр-2014 постановлением Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696) на период реализации 2020-2025 годов

Источники финансирования Госпрограммы на период ее
реализации (согласно паспорту)

ВСЕГО2 228 млрд. рублей
Федеральный бюджет1 061 млрд. рублей
Консолидированный бюджет
субъектов Российской Федерации
174 млрд. рублей
Внебюджетные источники1 053 млрд. рублей

Объем поступивших в Минсельхоз заявок от субъектов Российской Федерации на 2020 год составил 132 млрд рублей, что в 1,7 раза больше объема средств, утвержденного паспортом Госпрограммы.

Сведения о финансовом обеспечении Госпрограммы из федерального бюджета

По паспорту,
млрд рублей
Закон о
бюджете
Относительно
паспорта, %
Не доведенный
объем бюджетных
ассигнований, млрд
рублей
2020 год79,235,945,343,3
2021 год160,634,421,4126,2
2022 год193,135,018,1158,2
Вопрос недофинансирования Госпрограммы неоднократно поднимался Депутатами Государственной Думы Российской Федерации, а также на заседании Госсовета 26 декабря 2019 г.

Сведения о целях Государственной программы

Значения целей
Цель государственной программы
(согласно действующей редакции паспорта)
Базовое
значение
(2017 год)
Действующая
редакция паспорта
Проект паспорта
(в соответствии
С Законом о бюджете)
Отклонение
Сохранение доли сельского населения в общей
численности населения Российской Федерации
на уровне не менее 25,3 процента в 2025 году
25,7%25,3%25,1%↓ -0,2%
Повышение доли общей площади
благоустроенных жилых помещений в сельских
населенных пунктах до 50 процентов в 2025 году
32,6%50,0%43,2%↓ -6,8%
Достижение соотношения среднемесячных
располагаемых ресурсов сельского и городского
домохозяйств до 80 процентов в 2025 году
67,0%80,0%75,5%↓ -4,5%

Структура Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий»

Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях
Ведомственный проект «Содействие занятости сельского населения»
Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий
Мероприятие «Реализация функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы»

Сведения о финансовом обеспечении Госпрограммы из всех источников на период 2020-2022 годов (млрд. рублей)

202020212022
№ п/пНаименование структурного элемента
государственной программы Российской Федерации
Закон о бюджетеОтклонение (от
паспорта Госпрограммы)
Закон о бюджетеОтклонение (от
паспорта Госпрограммы)
Закон о бюджетеОтклонение (от
паспорта Госпрограммы)
Государственная программа Российской Федерации
«Комплексное развитие сельских территорий» — ВСЕГО
96,4-132,178,4-284,266,7-346,1
федеральный бюджет
консолидированные бюджеты субъектов РФ
внебюджетные источники*
35,9

22,0


38,4

-43,3

5,6


-94,5
34,4

8,5


35,5
-126,2

-15,9


-142,1
35,0

7,6


24,1
-158,2

-20,5


-167,4
1ВП «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и
повышение уровня благоустройства домовладений»
42,0-77,933,4-138,428,2-165,6
1.1.федеральный бюджет5,9-13,25,5-30,98,4-38,9
2ВП «Содействие занятости сельского населения»9,8-23,68,3-37,54,7-48,1
2.1.федеральный бюджет0,6-2,80,9-5,00,9-7,3
3ВП «Благоустройство сельских территорий»7,4-7,66,4-11,66,3-11,7
3.1.федеральный бюджет4,0-1,03,5-2,53,5-2,5
4ВП «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских
территориях»
4,40,34,40,20,00,0
4.1.федеральный бюджет3,30,03,40,00,00,0
5ВП «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских
территориях»
17,33,814,00,014,60,0
5.1.федеральный бюджет9,70,010,10,010,60,0
6ВЦП «Современный облик сельских территорий»15,2-27,111,9-96,812,6-120,7
6.1.федеральный бюджет12,0-26,310,8-87,811,5-109,5
7ВЦП «Аналитическая и информационная поддержка комплексного
развития сельских территорий»
0,080,00,060,00,060,0
8ВЦП «Обеспечение государственного мониторинга сельских
территорий»
0,30,00,020,00,020,0
9Мероприятие «Реализация функций аппарата ответственного
исполнителя государственной программы»
0,030,00,030,00,030,0

*прогнозные значения


ВЦП «Современный облик сельских территорий»

Ожидаемые результаты реализации проектов

№ по порядкуНаименование результата Уровень задач Целевое значение
1повышение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского
домохозяйств
ГП КРСТдо 80% в 2025
2повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в границах территории
реализации проекта
ГП КРСТдо 50% в 2025
3сохранение численности сельского населения в границах территории реализации проектаГП КРСТ100%
4обеспечение в границах территории реализации проекта доступа домохозяйств к
информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»
ВЦП СОСТдо 95% в 2025
5обеспечение в границах территории реализации проекта доли детей в возрасте 1-6 лет, получающих
дошкольное образование в муниципальной образовательной организации,
в общей численности детей в возрасте 1-6 лет
ВЦП СОСТдо 70% в 2025
6обеспечение в границах территории реализации проекта доли сельского населения систематически
занимающегося физической культурой и спортом
ВЦП СОСТдо 55% в 2025
7обеспечение в границах территории реализации проекта уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газомВЦП СОСТдо 72% в 2025
8обеспечение доли населения в границах территории реализации проекта питьевой водойВЦП СОСТдо 80% в 2025
9обеспечение доли жилищного фонда в границах территории реализации проекта канализациейВЦП СОСТдо 65% в 2025
10сокращение среднего радиуса доступности фельдшерскоакушерского пункта для населения,
проживающего на территории реализации проекта
ВЦП СОСТдо 6 км в 2025
11сокращение среднего радиуса доступности образовательных учреждений для населения,
проживающего на территории реализации проекта
ВЦП СОСТдо 6 км в 2025
в 2020 году – не менее 578* проектов
комплексного развития сельских территорий
в 2021 году – не менее 1 487 проектов*
в 2022 году – не менее 1 824 проектов*
в 2023 году – не менее 1 861 проектов*
в 2024 году – не менее 1 841 проекта*
в 2025 году – не менее 1 842 проектов*

* Исходя из первоначального паспорта Госпрограммы

Действующая
редакция
паспорта
Госпрограммы
(млрд. рублей)
Закон о
бюджете
(млрд.
рублей)
ОтклонениеОтклонение
млрд.
рублей
%
2020 год38,312,026,331,4
2021 год98,610,887,810,9
2022 год120,911,5109,59,5

Направления реализации мероприятий проекта КРСТ

создание, реконструкция (модернизация),
капитальный ремонт объектов
социальной и культурной сферы

  • дошкольные образовательные и общеобразовательные организации
  • медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь
  • объекты в сфере культуры
  • спортивные сооружения
  • объекты социального назначения
  • центры культурного развития и развития традиционных промыслов и ремесел

приобретение транспортных средств и
оборудования для обеспечения
функционирования существующих или
эксплуатации объектов, создаваемых в
рамках проектов

  • автобусы, автомобильный санитарный транспорт, мобильные медицинские комплексы
  • оборудования для реализации проектов в области телемедицинских технологий
  • оборудование (компьютерная и периферийная техника) для предоставления дистанционных услуг (включая расширение государственных, образовательных, коммерческих услуг)

развитие питьевого и технического
водоснабжения и водоотведения

  • строительство или реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станций обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений

развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства

  • строительство блочно-модульных котельных;
  • перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление

развитие энергообеспечения

  • строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров, газораспределительных сетей
  • строительство сетей электропередачи внутри муниципального образования
  • строительство уличных сетей освещения населенных пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий)
  • строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии с применением технологи энергосбережения

развитие телекоммуникаций

  • приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети «Интернет»

Ранжирование проектов

  • Определение перечня проектов для субсидирования осуществляется согласно результатам их ранжирования
  • Субсидия предоставляется на проекты, занимающие в группах по федеральным округам одинаковые порядковые места, начиная с 1-го места
  • В случае если оставшегося объема нераспределенной субсидии недостаточно для предоставления его по всем проектам, занимающим одинаковые порядковые места в группах по федеральным округам, то предоставление оставшегося объема субсидии осуществляется на проекты, которые имеют наибольшее количество общих баллов среди проектов, занимающих одинаковые места в группах по федеральным округам
  • При наличии средств федерального бюджета, высвобожденных в связи с приостановлением, досрочным завершением реализации проектов, в объеме, и (или) дополнительного выделения средств федерального бюджета на реализацию Госпрограммы Комиссия принимает решение о дополнительном определении перечня проектов для предоставлении им субсидии

Критерии отбора проектов КРСТ

  • доля занятого населения в общей численности экономически активного населения
  • доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования проекта
  • длительность достижения результатов реализации проекта
  • отношение среднемесячных располагаемых ресурсов (доходов) домохозяйств на территориях реализации проекта к располагаемым ресурсам (доходам) городских домохозяйств субъекта Российской Федерации
  • доля прироста постоянных рабочих мест в рамках реализации мероприятий проекта КРСТ, а также в рамках инвестиционных проектов
  • доля трудоспособного населения в общей численности населения на территории реализации проекта
  • вклад проектов в достижение целей Государственной программы

Результаты отбора проектов в 2019 году на период 2020-2022 годов

Отобрано 146 проектов, направленных на повышение качества жизни 1 062 тыс. человек сельского населения предусмотрена реализация мероприятий по созданию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции 397 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также приобретению 81 транспортного средства и 9 комплектов оборудования для функционирования объектов социальной и коммунальной инфраструктуры в 47 субъектах Российской Федерации. Объем финансирования проектов на период 2020-2022 годов составляет 22 003,9 млн рублей (в том числе из федерального бюджета 17 283,1 млн рублей, из внебюджетных источников 764,7 млн рублей (3,5 %).

  1. Предварительный отбор осуществлен без принятой нормативной базы (в связи с завершением формирования закона о бюджете)
  2. Низкое качество подготовки проектов субъектами Российской Федерации, отсутствие навыков проектного финансирования
  3. Невозможность перераспределения расходов между субъектами Российской Федерации б/а после 2-го чтения
  4. Несоблюдение требований к проектам субъектами Российской Федерации невозможность заключения соглашений (2 субъекта РФ)

Особенности финансирования проектов на 2020 год

12,0 млрд. рублей

Предварительно отобраны проекты в рамках доведенного объема в отсутствии принятых НПА

Направлено предварительное распределение б/а к проекту закона о федеральном бюджете на 2020-2022 годы в октябре 2019
Минфином России принято предварительное распределение б/а по субъектам Российской
Федерации
31.12.2019 в резервный фонд возвращены 567,1 млн рублей

14 проектов
567,1 млн рублей (включая не заключение соглашения + исключением одного объекта из проекта)
Направлено обращение в Правительство Российской Федерации о возврате этих средств на цели реализации Госпрограммы с целью перераспределения между субъектами РФ
Отобрано 147 проектов (в т.ч. 14 проектов не смогли быть профинансированы в связи с отсутствием лимитов по соответствующим субъектам РФ, сформированных на основе предварительного распределения) в рамках предельного объема на основе принятых НПА (по итогам рассмотрения официальных заявок)

11,4 млрд. рублей

Окончательное распределение б/а 15 ноября 2019 года
Минфином России завершено
формирование поправок ко 2 чтению (достигнута
договоренность о возврате
нераспределенного остатка временно в резервный фонд)
Ожидается решение Правительства Российской Федерации (позиция
Минфина России отрицательная)


Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий

ВЦП «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий»

ВЦП«Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий»

мониторинг сельских территорий и оценка влияния реализации Госпрограммы на их развитие
активизация участия граждан в реализации Государственной программу (в том числе инициативных проектах) и в повышении привлекательности сельского образа жизни
  • Проведение сбора, анализа первичной информации не менее 50 % населенных пунктов, расположенных на с/т (115 тыс. ед)
  • Создание интерактивной открытой карты сельских территорий (с созданием личных кабинетов для руководителей населенных пунктов)
  • Разработка нормативных и методических документов, направленных на эффективную реализацию Госпрограммы
  • Расширение возможностей вовлечения граждан в реализацию Госпрограммы
  • Обучение органов власти вопросам разработки и реализации проектов
  • Проведение ежегодных мероприятий, направленных на популяризацию и поощрение достижений в сфере комплексного развития сельских территорий