Комплексное развитие сельских территорий

Согласно поручению Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № Пр-2014 постановлением Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696) на период реализации 2020-2025 годов
Источники финансирования Госпрограммы на период ее
реализации (согласно паспорту)
ВСЕГО | 2 228 млрд. рублей |
Федеральный бюджет | 1 061 млрд. рублей |
Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации | 174 млрд. рублей |
Внебюджетные источники | 1 053 млрд. рублей |

Сведения о финансовом обеспечении Госпрограммы из федерального бюджета
По паспорту, млрд рублей | Закон о бюджете | Относительно паспорта, % | Не доведенный объем бюджетных ассигнований, млрд рублей | |
2020 год | 79,2 | 35,9 | 45,3 | 43,3 |
2021 год | 160,6 | 34,4 | 21,4 | 126,2 |
2022 год | 193,1 | 35,0 | 18,1 | 158,2 |
Сведения о целях Государственной программы
Значения целей | ||||
Цель государственной программы (согласно действующей редакции паспорта) | Базовое значение (2017 год) | Действующая редакция паспорта | Проект паспорта (в соответствии С Законом о бюджете) | Отклонение |
Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3 процента в 2025 году | 25,7% | 25,3% | 25,1% | ↓ -0,2% |
Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов в 2025 году | 32,6% | 50,0% | 43,2% | ↓ -6,8% |
Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 процентов в 2025 году | 67,0% | 80,0% | 75,5% | ↓ -4,5% |
Структура Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий»





Сведения о финансовом обеспечении Госпрограммы из всех источников на период 2020-2022 годов (млрд. рублей)
2020 | 2021 | 2022 | |||||
№ п/п | Наименование структурного элемента государственной программы Российской Федерации | Закон о бюджете | Отклонение (от паспорта Госпрограммы) | Закон о бюджете | Отклонение (от паспорта Госпрограммы) | Закон о бюджете | Отклонение (от паспорта Госпрограммы) |
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» — ВСЕГО | 96,4 | -132,1 | 78,4 | -284,2 | 66,7 | -346,1 | |
федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ внебюджетные источники* | 35,9 22,0 38,4 | -43,3 5,6 -94,5 | 34,4 8,5 35,5 | -126,2 -15,9 -142,1 | 35,0 7,6 24,1 | -158,2 -20,5 -167,4 | |
1 | ВП «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» | 42,0 | -77,9 | 33,4 | -138,4 | 28,2 | -165,6 |
1.1. | федеральный бюджет | 5,9 | -13,2 | 5,5 | -30,9 | 8,4 | -38,9 |
2 | ВП «Содействие занятости сельского населения» | 9,8 | -23,6 | 8,3 | -37,5 | 4,7 | -48,1 |
2.1. | федеральный бюджет | 0,6 | -2,8 | 0,9 | -5,0 | 0,9 | -7,3 |
3 | ВП «Благоустройство сельских территорий» | 7,4 | -7,6 | 6,4 | -11,6 | 6,3 | -11,7 |
3.1. | федеральный бюджет | 4,0 | -1,0 | 3,5 | -2,5 | 3,5 | -2,5 |
4 | ВП «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» | 4,4 | 0,3 | 4,4 | 0,2 | 0,0 | 0,0 |
4.1. | федеральный бюджет | 3,3 | 0,0 | 3,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
5 | ВП «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» | 17,3 | 3,8 | 14,0 | 0,0 | 14,6 | 0,0 |
5.1. | федеральный бюджет | 9,7 | 0,0 | 10,1 | 0,0 | 10,6 | 0,0 |
6 | ВЦП «Современный облик сельских территорий» | 15,2 | -27,1 | 11,9 | -96,8 | 12,6 | -120,7 |
6.1. | федеральный бюджет | 12,0 | -26,3 | 10,8 | -87,8 | 11,5 | -109,5 |
7 | ВЦП «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий» | 0,08 | 0,0 | 0,06 | 0,0 | 0,06 | 0,0 |
8 | ВЦП «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» | 0,3 | 0,0 | 0,02 | 0,0 | 0,02 | 0,0 |
9 | Мероприятие «Реализация функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы» | 0,03 | 0,0 | 0,03 | 0,0 | 0,03 | 0,0 |
*прогнозные значения
ВЦП «Современный облик сельских территорий»
Ожидаемые результаты реализации проектов
№ по порядку | Наименование результата | Уровень задач | Целевое значение |
---|---|---|---|
1 | повышение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств | ГП КРСТ | до 80% в 2025 |
2 | повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в границах территории реализации проекта | ГП КРСТ | до 50% в 2025 |
3 | сохранение численности сельского населения в границах территории реализации проекта | ГП КРСТ | 100% |
4 | обеспечение в границах территории реализации проекта доступа домохозяйств к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» | ВЦП СОСТ | до 95% в 2025 |
5 | обеспечение в границах территории реализации проекта доли детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольное образование в муниципальной образовательной организации, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет | ВЦП СОСТ | до 70% в 2025 |
6 | обеспечение в границах территории реализации проекта доли сельского населения систематически занимающегося физической культурой и спортом | ВЦП СОСТ | до 55% в 2025 |
7 | обеспечение в границах территории реализации проекта уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом | ВЦП СОСТ | до 72% в 2025 |
8 | обеспечение доли населения в границах территории реализации проекта питьевой водой | ВЦП СОСТ | до 80% в 2025 |
9 | обеспечение доли жилищного фонда в границах территории реализации проекта канализацией | ВЦП СОСТ | до 65% в 2025 |
10 | сокращение среднего радиуса доступности фельдшерскоакушерского пункта для населения, проживающего на территории реализации проекта | ВЦП СОСТ | до 6 км в 2025 |
11 | сокращение среднего радиуса доступности образовательных учреждений для населения, проживающего на территории реализации проекта | ВЦП СОСТ | до 6 км в 2025 |
в 2020 году – не менее 578* проектов комплексного развития сельских территорий |
---|
в 2021 году – не менее 1 487 проектов* |
в 2022 году – не менее 1 824 проектов* |
в 2023 году – не менее 1 861 проектов* |
в 2024 году – не менее 1 841 проекта* |
в 2025 году – не менее 1 842 проектов* |
* Исходя из первоначального паспорта Госпрограммы
Действующая редакция паспорта Госпрограммы (млрд. рублей) | Закон о бюджете (млрд. рублей) | Отклонение | Отклонение | |
---|---|---|---|---|
млрд. рублей | % | |||
2020 год | 38,3 | 12,0 | 26,3 | 31,4 |
2021 год | 98,6 | 10,8 | 87,8 | 10,9 |
2022 год | 120,9 | 11,5 | 109,5 | 9,5 |
Направления реализации мероприятий проекта КРСТ
создание, реконструкция (модернизация),
капитальный ремонт объектов
социальной и культурной сферы

- дошкольные образовательные и общеобразовательные организации
- медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь
- объекты в сфере культуры
- спортивные сооружения
- объекты социального назначения
- центры культурного развития и развития традиционных промыслов и ремесел
приобретение транспортных средств и
оборудования для обеспечения
функционирования существующих или
эксплуатации объектов, создаваемых в
рамках проектов

- автобусы, автомобильный санитарный транспорт, мобильные медицинские комплексы
- оборудования для реализации проектов в области телемедицинских технологий
- оборудование (компьютерная и периферийная техника) для предоставления дистанционных услуг (включая расширение государственных, образовательных, коммерческих услуг)
развитие питьевого и технического
водоснабжения и водоотведения

- строительство или реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станций обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений
развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства

- строительство блочно-модульных котельных;
- перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление
развитие энергообеспечения

- строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров, газораспределительных сетей
- строительство сетей электропередачи внутри муниципального образования
- строительство уличных сетей освещения населенных пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий)
- строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии с применением технологи энергосбережения
развитие телекоммуникаций

- приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети «Интернет»
Ранжирование проектов
- Определение перечня проектов для субсидирования осуществляется согласно результатам их ранжирования
- Субсидия предоставляется на проекты, занимающие в группах по федеральным округам одинаковые порядковые места, начиная с 1-го места
- В случае если оставшегося объема нераспределенной субсидии недостаточно для предоставления его по всем проектам, занимающим одинаковые порядковые места в группах по федеральным округам, то предоставление оставшегося объема субсидии осуществляется на проекты, которые имеют наибольшее количество общих баллов среди проектов, занимающих одинаковые места в группах по федеральным округам
- При наличии средств федерального бюджета, высвобожденных в связи с приостановлением, досрочным завершением реализации проектов, в объеме, и (или) дополнительного выделения средств федерального бюджета на реализацию Госпрограммы Комиссия принимает решение о дополнительном определении перечня проектов для предоставлении им субсидии
Критерии отбора проектов КРСТ
- доля занятого населения в общей численности экономически активного населения
- доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования проекта
- длительность достижения результатов реализации проекта
- отношение среднемесячных располагаемых ресурсов (доходов) домохозяйств на территориях реализации проекта к располагаемым ресурсам (доходам) городских домохозяйств субъекта Российской Федерации
- доля прироста постоянных рабочих мест в рамках реализации мероприятий проекта КРСТ, а также в рамках инвестиционных проектов
- доля трудоспособного населения в общей численности населения на территории реализации проекта
- вклад проектов в достижение целей Государственной программы
Результаты отбора проектов в 2019 году на период 2020-2022 годов


Отобрано 146 проектов, направленных на повышение качества жизни 1 062 тыс. человек сельского населения предусмотрена реализация мероприятий по созданию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции 397 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также приобретению 81 транспортного средства и 9 комплектов оборудования для функционирования объектов социальной и коммунальной инфраструктуры в 47 субъектах Российской Федерации. Объем финансирования проектов на период 2020-2022 годов составляет 22 003,9 млн рублей (в том числе из федерального бюджета 17 283,1 млн рублей, из внебюджетных источников 764,7 млн рублей (3,5 %).
- Предварительный отбор осуществлен без принятой нормативной базы (в связи с завершением формирования закона о бюджете)
- Низкое качество подготовки проектов субъектами Российской Федерации, отсутствие навыков проектного финансирования
- Невозможность перераспределения расходов между субъектами Российской Федерации б/а после 2-го чтения
- Несоблюдение требований к проектам субъектами Российской Федерации невозможность заключения соглашений (2 субъекта РФ)
Особенности финансирования проектов на 2020 год
12,0 млрд. рублей
Предварительно отобраны проекты в рамках доведенного объема в отсутствии принятых НПА
Направлено предварительное распределение б/а к проекту закона о федеральном бюджете на 2020-2022 годы в октябре 2019

Минфином России принято предварительное распределение б/а по субъектам Российской
Федерации
567,1 млн рублей (включая не заключение соглашения + исключением одного объекта из проекта)

11,4 млрд. рублей
Окончательное распределение б/а 15 ноября 2019 года

Минфином России завершено
формирование поправок ко 2 чтению (достигнута
договоренность о возврате
нераспределенного остатка временно в резервный фонд)
Минфина России отрицательная)
Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий
ВЦП «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий»
ВЦП«Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий»
- Проведение сбора, анализа первичной информации не менее 50 % населенных пунктов, расположенных на с/т (115 тыс. ед)
- Создание интерактивной открытой карты сельских территорий (с созданием личных кабинетов для руководителей населенных пунктов)
- Разработка нормативных и методических документов, направленных на эффективную реализацию Госпрограммы
- Расширение возможностей вовлечения граждан в реализацию Госпрограммы
- Обучение органов власти вопросам разработки и реализации проектов
- Проведение ежегодных мероприятий, направленных на популяризацию и поощрение достижений в сфере комплексного развития сельских территорий