Малые формы хозяйствования

Количественный состав малых форм хозяйствования

Хозяйства населения

Количество (ВСХП-2016)
23,5 млн – всего, в т.ч:

  • 17,5 млн – ЛПХ
  • 5,5 млн – имеющие участки под ИЖС
  • 0,45 млн – садоводы
  • 0,01 млн – имеющие с/х животных, но не имеющие земли
  • Производящие с/х продукцию
    18,7 млн – всего, в т.ч:

  • 13,8 млн – ЛПХ
  • 4,6 млн – имеющие участки под ИЖС
  • 0,3 млн – садоводы
  • 0,01 млн – имеющие с/х животных, но не имеющие земли
  • ЛПХ по цели производства

  • 18,6 млн – для самообеспечения
  • 2,3 млн – с целью доп. источника денежных средств «ТОВАРНЫЕ»
  • 0,06 млн – с целью основного источника денежных средств
  • По данным Росстата за 2019 год – 28% объема производства с/х продукции

    ( из них 47% — раст.-во, 53% — жив.-во)

    — 24,7% всей продукции раст.-ва

    — 24,7% всей продукции раст.-ва

    Индекс производства продукции – 98,1%

    Крестьянские (фермерские) хозяйства

    Количество (Росстат)
    187,9 тыс. ед. – всего, в т.ч:

  • 122 тыс. ед. – осуществляют деятельность
  • По видам деятельности

  • 171,2 тыс. ед. – производство с/х продукции
  • 16,7 тыс. ед. – иные виды деятельности, включая туризм
  • Получатели государственной поддержки МСХ РФ в 2019 году
    46 118 КФХ – всего (61,8% от общего количества получателей), из них:

  • 4 289 ед. – грантополучатели, в том числе «Агростартап» — 1678 ед.
  • По данным Росстата за 2019 год – 13,6 % объема производства с/х продукции
    (из них 81 % — раст.-во, 19 % — жив.-во)

    — 20,57 % всей продукции раст.-ва

    — 5,59 % всей продукции жив.-ва

    Индекс производства продукции – 110,2%

    В СХО – 105,8%

    Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

    Количество (Росстат)
    5742 ед.– всего, в т.ч:

  • 1501 – перерабатывающие (+266 ед.).
  • 868 – сбытовые (-35 ед.).
  • 868 – сбытовые (-35 ед.)
  • 868 – сбытовые (-35 ед.)
  • Действующие (ГП-18)
    3869 ед.(72%) — всего, в т.ч:

  • 1131 (70%) — перерабатывающие
  • 2072 (72%) – обслуживающие, снабженческие, сбытовые
  • Получатели государственной поддержки МСХ РФ в 2019 году
    591 СПоК – всего ( 0,5 % от общего количества получателей)

  • 177 ед. – грантополучатели
  • 236 ед. – получатели субсидий в рамках федерального проекта

  • Адресные меры господдержки малых форм хозяйствования

    Основная мера государственной поддержки – гранты КФХ и СПоК

    2019 год (консолидированный бюджет)
    Поддержка начинающих фермеров
    (до 5 млн рублей на одно КФХ)
    4,06
    млрд. руб.
    1 907 КФХ
    5 790
    рабочих мест
    Развитие семейных ферм
    (до 30 млн рублей на одно КФХ)
    5,79
    млрд. руб.
    704 КФХ
    Поддержка МТБ СПоК
    (до 70 млн рублей на один СПоК)
    2,85
    млрд. руб.
    177 СПОК1 054
    рабочих мест
    2020 год (КБ, план)

    4,0
    млрд. руб.

    1 000 КФХ
    6,5
    млрд. руб.

    9 627 новых чл.
    6,5
    млрд. руб.

    60 000 ед.
    услуг

    Дополнительные меры государственной поддержки – федеральный проект

    2019 год (консолидированный бюджет)
    Грант «Агростартап»(до 3 млн
    рублей на одно КФХ, до 4 млн
    – с внесение в неделимый фонд СПоК)
    4,88
    млрд. руб.
    1678 КФХ
    3 304
    рабочих мест
    Субсидии СПоК
    (до 10 млн рублей на один СПоК)
    0,55
    млрд руб.
    236 СПоК15 823
    новых членов
    Субсидии ЦК
    (до 70% затрат)
    0,91
    млрд руб.
    83 ЦК89 450 ед.
    услуг
    2020 год (КБ, план)

    3,45
    млрд руб.

    2 150 раб. мест
    0,25
    млрд руб.

    443 КФХ
    0,12
    млрд руб.

    130 СПОК

    Проблемы МФХ

    1. Сложности прогнозирования параметров развития МФХ:
    • Отсутствие региональных планов развития МФХ с описанием потенциала их развития

    • Невозможность прогнозирования изменений в сегменте малого агробизнеса и необходимости создания новых субъектов МСП

    • Необходима оценка достаточности земельных ресурсов и поддержка региональных администраций по их эффективному использованию

    Решение:
    • Ведется работа по разработке плана развития МФХ до 2030 года.

    Статус: Субъектами РФ представлена аналитическая информация (в том числе наличие земельных ресурсов для предоставления МФХ, крупных личных подсобных хозяйств граждан, являющихся потенциальным и предпринимателями, анализ рынков сбыта, ассортимента производимой продукции, загруженность перерабатывающих производств и т.д.). В настоящее время осуществляется свод полученных данных и формирование моделей развития малого агробизнеса.

    • С учетом полученного анализа будут предложены изменения условий предоставления государственной поддержки, в т.ч. в части объемов финансирования регионов исходя из потенциала развития малого агробизнеса.

    Статус: уже направлены предложения по изменению правил предоставления грантовой поддержки в части исключения поддержки начинающих фермеров и включения гранта «Агропрогресс», предполагающего реализацию проектов развитии хозяйств на принципах проектного финансирования.

    • В целях систематизации работы, видится целесообразным формирование нового структурного элемента Госпрограммы АПК, включающего мероприятия поддержки МФХ.

    Статус: В проработке. Необходимо будет в частности изменить условия реализации Стимулирующей субсидии, порядок ее расчета и распределение финансирования между входящими в нее направлениями.

    2. Эффективность мониторинга реализации мероприятий господдержки МФХ
    • Практика анализа только сводной отчетности субъекта РФ без возможности анализа каждого грантополучателя

    • Случаи неэффективного использования средств гранта, случаи хищения грантов и мошеннические схемы их предоставления

    • Большое количество возвратов средств грантов

    Решение:
    • В целях мониторинга реализации проектов за счет средств грантовой поддержки, формируются «паспорта» грантополучателей, позволяющие сформировать на основании всех предусмотренных форм отчетности общий анализ динамики реализации каждого проекта. При этом предполагается проведения как фактического исполнения показателей, заявленных на конкурс в рамках проекта, так и их соответствие среднероссийским показателям деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Статус: в системе сформированы паспорта, ведется работа по синхронизации их с формами отчетности грантополучателей

    • Обеспечение личных кабинетов грантополучателей с возможностью заполнения форм отчетности, а также право доступа сотрудников Минсельхоза России к этим отчетам.

    Статус: В проработке в рамках программы цифровизации АПК

    • Сбор информации о возвратах средств грантов и причинах таких возвратов.

    Статус: Сбор информации начат в 2020 году. По оперативным данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации к возврату в период 1 полугодия 2020 года было предъявлено 1,4 млрд рублей, в том числе 867,5 млн рублей средств федерального бюджета. Данный объем сформирован по грантополучателям 2012-2019 годов всех видов грантовой поддержки. В бюджет уже восстановлено 378 млн рублей, в том числе 314 млн рублей средств федерального бюджета.

    3. Административная нагрузка
    • Один МФХ — получатель господдержки должен в год сдать около 120 отчетных документов по формам, утвержденным Министерством.

    Решение:
    • Ведется работа по внедрению «единого листа показателей» для грантополучателей, который позволит снизить количество сдаваемых ими ведомственных форм отчетности с 26 до одной.
      После сдачи такой сводной формы предполагается направление показателей по всем предусмотренным ведомственным формам отчетности автоматически, без участия самого грантополучателя.

    Статус: «Единый лист показателей» уже апробирован в регионах, данные переданы в Депинформатизацию для дальнейшей доработки системы. Планируется корректировка ведомственных отчетных форм с отраслевыми департаментами и синхронизация их в информационных системах министерства. Планируем, что с 2021 года грантополучатели смогут перейти на указанную систему сдачи отчетности, для чего, в свою очередь, необходимо внесение изменений в приказы Министерства всеми заинтересованными департаментами.